���
 Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Донской государственный технический университет
Южный федеральный университет
 XIX Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2019»

14-15 ноября 2019 года, г. Ростов-на-Дону

Организация сетевых образовательных проектов для педагогов и школьных команд в системе дополнительного профессионального образования

Автор: Эртель Анна Борисовна, Кандидат педагогических наук, Доцент, Знак «Почётный работник общего образования Российской федерации"
ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет"
Качественные изменения на основе развития информационных технологий затрагивают сегодня все аспекты жизни людей, в том числе образовательную практику, что определяет развитие информационно-образовательной среды на всех уровнях образования. Распространение «сетевой» культуры сказывается на организации профессионального обучения учителей для эффективного использования возможностей сетевого образоват
Качественные изменения на основе развития информационных технологий затрагивают сегодня все аспекты жизни людей, в том числе образовательную практику, что определяет развитие информационно-образовательной среды на всех уровнях образования. Распространение «сетевой» культуры сказывается на организации профессионального обучения учителей для эффективного использования возможностей сетевого образовательного взаимодействия в образовательной практике. Статья посвящена проблеме разработки и проведения сетевых образовательных проектов для педагогов и школьных команд на основе сервисов совместного доступа в системе дополнительного профессионального образования. Использование сетевых образовательных проектов в практике учителя изменяет его роль в организации образовательного процесса, а также позволяет достигать новых образовательных результатов, заложенных в Федеральных государственных образовательных стандартах.

Компьютер сегодня является не только необходимым инструментом работы с информацией в различных сферах жизнедеятельности, но и техническим средством для организации информационно-образовательной среды образовательной организации. Учитывая высокую мотивацию и интерес детей к работе с современными техническими устройствами, необходимо максимально продумать и организовать доступ участников образовательной деятельности к компьютерам, ноутбукам, планшетам, цифровым камерам, сканерам, принтерам и другим устройствам. Сеть Интернет открывает широкие возможности для организации  проектной деятельности. [1].

Развитие социального сектора Интернет предполагает создание и использование педагогами в своей деятельности различных сайтов и сервисов, в том числе сервисов совместного доступа. Процесс обучения, организованный на их основе, реализует внедрение субъектно-деятельностного подхода в образовательный процесс, что формирует высокую мотивацию участников. Неотъемлемой средой для формирования навыков консультирования, фасилитации, модерации и администрирования, как необходимых умений современного человека является информационно-образовательное пространство сети. В настоящее время в России реализуется проект «Цифровая образовательная среда» в рамках реализации национальных проектов «Образование». В материалах проекта определяется, что образовательная программа образовательной организации должна обеспечивать формирование навыков участия в учебно-исследовательской и проектной деятельности [2]. Важной задачей на современном этапе развития образования является обучение школьников умению планировать свои действия, принимать решения, сотрудничать, работать в команде и индивидуально, т.е. формировать регулятивные умения, согласно требованиям Федерального государственного стандарта основного общего образования [3]. Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности в сети способствуют формированию у обучающихся  перечисленных умений. Метод проектов является универсальным средством, которое можно использовать для формирования опыта творческой и исследовательской деятельности, познания мира. В процессе реализации проекта интегрируются знания из различных школьных предметов, создаются условия для развития личностных качеств обучающихся, что позволяет школьникам пережить ситуацию успеха и активизировать процесс самореализации.

Для организации процесса обучения с использованием  цифровых образовательных ресурсов и сервисов  необходимо создание различных видов сетевых активностей: блогов, коллективных документов, совместных ментальных карт, страниц коллективного редактирования, групп, совместных географических карт различных объектов, лент времени и др. Именно такие сервисы используются в процессе организации сетевых образовательных проектов и школьных команд, которые разрабатывают учителя Ростовской области. Как показала практика их сопровождения такая форма организации совместно деятельности педагогов и обучающихся востребована и привлекает все большее число участников:

  • 2012 г. - Региональный проект «Как у нас на Дону»,  22 участника (ссылка на проект - https://goo.gl/bYLXKE);
  • 2013 г. - Региональный проект «Как у нас на Дону»,  28 участников (ссылка на проект  - http://goo.gl/AobAsw);
  • 2014 г. - Всероссийский проект «Жемчужины Земли»,  35 участников (ссылка на проект  - https://goo.gl/NDd2Hw);
  • 2015 г. - Международный проект «Хочу всё знать!», 38 участников (ссылка на проект - https://goo.gl/Pw7eyu);
  • 2016 г. - Международный проект «Методический навигатор», 118 участников (ссылка на проект - https://goo.gl/ueBAZU);
  • 2017 г. - Региональный проект «80 лет Ростовской области», 205 участников (ссылка на проект - https://goo.gl/iHSqEf), Всероссийский сетевой эко-проект «Экодозор», 138 участников (ссылка на проект - https://goo.gl/yFxekV);
  • 2018 г. - Региональный сетевой образовательный проект «От сердца к сердцу», посвященный году волонтера, 300 участников (ссылка на проект - https://heartkonkurs.000webhostapp.com/);
  • Региональный сетевой образовательный литературный проект «В гостях у кота Баюна», 280 участников (ссылка на проект - https://newkonkurs.000webhostapp.com/).
  • 2018 г. - Межрегиональный проект «Методический навигатор. Русский язык» (ссылка на проект - https://go-gl.com/eHiaQfS);
  • 2019 г. - Региональный проект «Методический навигатор в цифровой образовательной среде» (ссылка на проект - https://clck.ru/FYtyc).

Кроме того, отмечена новая тенденция, касающаяся изменения состава участников сетевых проектов. С 2013 года к работе над сетевыми проектами присоединялись педагоги других регионов РФ, а с 2015 года в число участников проектов вошли учителя из стран ближнего зарубежья.

Проведение сетевых образовательных проектов для педагогов и школьных команд открывают перед педагогической практикой следующие направления:

возможность использования открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов: распространенные образовательные ресурсы и  сервисы в открытом сетевом доступе предоставляют большое количество материалов из различных источников информации, которые можно использовать в учебных целях. Сетевые проекты создают сетевые сообщества обмена знаниями, которые могут предоставить для системы образования свои коллекции цифровых ресурсов и программных продуктов;

создание нового учебного содержания в сети интернет: использование в процессе реализации проектной деятельности новых сервисов свободного редактирования в сети интернет принципиально упростили процесс создания учебных материалов и дальнейшую их публикацию. Сегодня каждый ученик может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании собственного содержания, которое может быть использовано в учебных целях;

формирование цифровой грамотности участников сетевых проектов: среда сетевых сервисов web2.0 и электронных ресурсов открывает принципиально новые возможности для образовательной деятельности, в которую легко вовлекаются школьники, не обладающие никакими специальными знаниями в области информационных технологий. Новые формы деятельности связаны как с поиском в сети информации, так и с созданием и редактированием собственных цифровых объектов - текстов, фотографий, учебных заданий, аудиоматериалов, видеофрагментов. Участие в новых формах сетевого взаимодействия позволяет осваивать важные информационные умения и навыки, способствующие формированию цифровой грамотности участников;

наблюдение за деятельностью участников сетевого проекта или сообщества: интернет открывает новые возможности для участия в профессиональных или сетевых образовательных проектах. Цифровая память, «облачные» сервисы расширяют не только способности мышления, но и поле для совместной деятельности и сотрудничества. Общение между обучающимися может  происходить не только в форме прямого обмена высказываниями, но и в форме взаимного наблюдения за сетевой деятельностью. Из того, что количество непосредственных комментариев и мнений в процессе работы над сетевым проектом может несколько снижаться, не следует, что ребята меньше общаются. Это общение происходит при помощи информационных контентов, созданных учителем. К таким контентам можно отнести статьи, правки, фотографии, разработки дидактических материалов и методические комментарии. Новые сетевые сервисы создают новую среду общения. Чтобы узнать, чем занимаются обучающиеся, какие действия они совершают, не нужно проводить опрос или анкетирование, достаточно просто наблюдать за сетевой деятельностью в процессе реализации образовательного проекта.

Список использованных источников
  1. 1. Бахмет, Ю.П. Организация внеурочной деятельности обучающихся средствами ИКТ в условиях введения ФГОС ОО: методические рекомендации / Ю.П. Бахмет, А.Б. Эртель. – Ростов-на-Дону: Изд-во РО РИПК и ППРО, 2013. – 80 с.
  2. 2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 с изменениями и дополнениями от 28.10.2015). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fgosreestr.ru/
  3. 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010 г. № 1897). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/55170507/.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Послевузовское профессиональное образование
Ключевые слова  образование; сетевые ресурсы; сервисы совместного доступа; образовательные проекты, сетевое взаимодействие; информационно-образовательная среда.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.