Поиск
по сайту:
Архив
мероприятий:
 Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
ООО «Компания ГЭНДАЛЬФ»
Ростовский областной институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Донской государственный технический университет
Южный федеральный университет
 XIX Южно-Российская межрегиональная
научно-практическая конференция-выставка
«Информационные технологии в образовании»
«ИTO-Ростов-2019»

14-15 ноября 2019 года, г. Ростов-на-Дону

Пожалуйста, авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




Информационные технологии при работе с детьми с ОВЗ

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Таганрогский центр помощи детям № 3".
Данная статья содержит материалы о возможности использования информационных технологий в воспитании детей с ОВЗ, влияние ИТ на качество образования и доступность воспитательного процесса детей с ОВЗ.

Информационные технологии при работе с детьми с ОВЗ

 

Виноградова Елена Васильевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Таганрогский центр помощи детям № 3»

(ГКУСО РОТаганрогский центр помощи детям № 3)

E-mail:marina.lyaginova@mail.ru

 

Аннотация. Данная статья содержит материалы о возможности использования информационных технологий в воспитании детей с ОВЗ, влияние ИТ на качество образования и доступность воспитательного процесса детей с ОВЗ,

Ключевые слова.Информационные технологии, дети с особыми возможностями здоровья, компьютерная визуализация, презентация, коррекционно - развивающие занятия, мотивация, интерактивная доска.

 

Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с ОВЗ является их большие возможности в визуализации предоставляемого учебного материала.Информационные технологии (ИТ) в воспитательном процессе – один из современных способов повышения мотивации обучения. Компьютерная визуализация любой информации считается наиболее перспективным направлением в системе современного образования.

Информационные технологии способствуют развитию творческой личности воспитанников и помогают реализовать главные человеческие потребности – общение, образование, самореализацию.

Использование ИТ в интернатных учреждениях открывает дополнительные возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью совершать виртуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами или увидеть собственными глазами, что особенно важно для детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ).

Дистанционные формы работы позволяют расширить аудиторию, при этом дети  с ОВЗ могут не покидать привычных для них помещений.

Можно выделить следующие способы использования ИТ на мероприятиях, тематических часах, занятиях, викторинах, клубах по интересам и т.д.. которые используются мною при работе с детьми с ОВЗ:

  • Демонстрация компьютерной презентации;
  • Тестирование с выбором ответов и просмотром результатов;
  • Просмотр игровых упражнений по заданной тематике.

Это способствует экономии времени и эффективности воспитательного процесса.

Информационные технологии расширяют возможности обучения детей и могут быть особенно значимы при обучении детей со специальными образовательными потребностями.

В своей воспитательной работе я выделяю основные направления:

  1. Гражданско-патриотическое воспитание.
  2. Интеллектуальное воспитание.
  3. Здоровьесберегающее воспитание.
  4. Духовно-нравственное воспитание, воспитание семейных ценностей.
  5. Профессионально-трудовое воспитание.
  6. Социокультурное, творческое и эстетическое воспитание.

Использовать презентацию можно на любом этапе коррекционно-развивающего занятия:

  • на этапе мотивации;
  • актуализации знаний, умений и навыков;
  • изложения новых знаний;
  • закрепления, обобщения и систематизации;
  • контроля знаний.

При создании презентаций необходимо соблюдать следующие дидактические

требования к электронным наглядным пособиям:

  • презентации должны соответствовать содержанию для воспитанников, обучающихся в коррекционных классах;
  • быть доступными, составленными с учётом психофизиологических особенностей воспитанников;
  • чёткими по структуре, с краткими, легко запоминающимися надписями, изображёнными крупным шрифтом;
  • эстетически оформленными;
  • при создании презентаций нужно размещать минимальное количество объектов на страницу слайда, чтобы материал не был перенасыщен информацией;
  • для иллюстраций подбирать фотографии или рисунки с ярко выраженными характерными признаками.

Microsoft Power Point – универсальное программное средство. Поэтому, использование компьютерных презентаций возможно и при изучении любых школьных предметов.

На своих занятиях мы используем физкультминутки, которые проводит компьютер. На экране монитора появляются изображения сказочных героев в разных гимнастических позах. Воспитанники должны под весёлую музыку выполнить показанные движения (развитие пространственных представлений). Мы используем также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.

В результате активного использования нами информационных технологий на

занятиях у наших воспитанников наблюдается:

  • Повышение интереса к изучению различных учебных предметов.
  • Более полное усвоение теоретического материала.
  • Повышение уровня удобства и безопасности делает обучение и воспитание более комфортным.

Интернет открыл огромные возможности для реализации и проявления творческой активности детей в различных видах деятельности. Легко можно найти множество дистанционных конкурсов разной тематики, которые могут свободно применяться в инклюзивном образовании. Главным результатом участия в дистанционных конкурсах является формирование у обучающихся устойчивого познавательного интереса, развитие ключевых и начальных компетентностей. Посредством участия в дистанционных конкурсах развивается внутренняя и внешняя мотивация обучающихся. Он может стать «социальным лифтом» и повышать личностную самооценку.Опыт проведения городских конкурсов и конференции в дистанционном режиме позволил сделать следующие выводы:

  • возрастает интерес учащихся с ОВЗ к самостоятельной деятельности при участии в проекте с использованием ИТ, развивается их ИТ компетентность;
  • уменьшается срок усвоения материала и коррекции нарушений у ребенка;
  • повышается мотивация к обучению за счет деятельностного обучения;
  • формируется информационная культура ребенка;
  • быстрее формируются универсальные учебные действия.

Коллективная коммуникативная деятельность с применением дистанционных проектов позволяет формировать метапредметные умения, создает условия для сотрудничества воспитанников и педагогов, способствует самовыражению ребенка с учетом его индивидуальных способностей.

Подводя итог изучаемой теме, хочется отметить, что дети в большей степени,

чем взрослые люди живут в мире образов и как следствие, обучение все больше визуализируется. Считается, что информация, представленная визуально, лучше усваивается и запоминается. К настоящему моменту привычную классную доску заменяет интерактивная доска.

Но важно помнить, что визуализация учебного материала должна не развлекать, а привлекать внимание, мотивировать, тогда она будет эффективной.

Литература:

1. Гордиевских В.М., Петухов Д.В. Технические средства обучения: Учеб. Пособие. Шадринск: ШГПИ, 2006. – 152 с.

2.Керделлан К., Грезийон Г. Дети процессора: Как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых. – Екатеринбург, 2006.

3.Сайт «Школа цифрового века» повышение мотивации http://festival.1september.ru/articles/214061/

Список использованных источников
  1. Гордиевских В.М., Петухов Д.В. Технические средства обучения: Учеб. Пособие. Шадринск: ШГПИ, 2006. – 152 с.
  2. Керделлан К., Грезийон Г. Дети процессора: Как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых. – Екатеринбург, 2006.
  3. Сайт «Школа цифрового века» повышение мотивации http://festival.1september.ru/articles/214061/
Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  Информационные технологии, дети с особыми возможностями здоровья, компьютерная визуализация, презентация, коррекционно - развивающие занятия, мотивация, интерактивная доска.


22.10.2019 18:37:41
Что такое особые возможности здоровья? Три раза Вы применяете данное словосочетание? Надо внести коррективы .

Уважаемая Надежда, даю пояснение. Лицо с особыми или ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – лицо, имеющее физический
и/или психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий
для получения образования.
Чтобы оставлять комментарии необходимо пройти процедуру регистрации.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.